• слайд 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 5
  • 6
Главная \ Статьи \ Жизнь без преград

Статьи

« Назад

Жизнь без преград  23.06.2015 09:12

В Москве прошел круглый стол «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится с 1 сентября 2016 года». На нем обсуждались проблемы, связанные с введением новых образовательных стандартов.

 

Жизнь без преград

 

Такая непростая инклюзия

            Инклюзия означает раскрытие каждого ученика, с инвалидностью и без, с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Она обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Представление о том, что присутствие в школе ребенка-инвалида само по себе достаточно для его образования, является глубоким заблуждением. Чтобы инклюзивное образование стало нормой жизни, необходимо решить множество различных проблем.

 

            Из истории

            Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980–1990 годов.

            С осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».

            В 2008–2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательные учреждения различных типов в ряде субъектов Российской Федерации – Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и ряде других областей.

            28 апреля 2011 года был принят закон Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», и в каждом округе столицы определены школы, реализующие инклюзивную практику.

            Сегодня инклюзивное образование в России регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ».

            В 2012 году наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов ООН. В  24-й статье этого документа говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

            Принятие новых образовательных стандартов – существенный шаг в решении этой задачи.

 

            Новые стандарты – новая школа

            Итак, 1 сентября 2016 года нашу школу ожидают существенные перемены. Они касаются адаптирования основных образовательных программ, подготовки специалистов инклюзивного образования, внедрения разных его форм – от общей школы до надомного обучения и организации учебного процесса в медицинских учреждениях, где порой подолгу находятся дети-инвалиды.

            Что и как предстоит изменить в системе отечественного образования? Что это даст каждому ребенку, который будет учиться по новым стандартам?

            Все эти проблемы обсуждались на круглом столе. Слово его участникам.

            Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов:

            – Эти стандарты рождались в пылу очень серьезной дискуссии. К нам поступили тысячи предложений. В определенный момент даже не было полной уверенности, что удастся договориться представителям разных школ, разным группам, родительским ассоциациям, которые представляют детей с разными особенностями. Но, в конце концов, нам удалось это сделать, в том числе и потому, что все сошлись в главном. Услышали друг друга, и стандарты, которые мы сегодня представляем, это, на мой взгляд, достаточно продвинутый документ.

            Если в Законе об образовании мы говорим, что дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть дискриминированы, то как именно это делать, прописано в новых стандартах. Это еще один очень серьезный шаг вперед. Но он не может быть последним, потому что сейчас наступает этап внедрения этих стандартов. И для конкретного ребенка, конкретных родителей они будут иметь эффект только тогда, когда в том месте, где ребенок живет, в образовательном учреждении, в котором он хочет и может находиться, будут созданы необходимые условия. Чтобы это стало реальным фактом, предстоит огромный труд, связанный с тем, чтобы создать материальные условия, условия для повышения квалификации персонала, работающего в сфере инклюзивного образования, создать каждому ребенку условия для получения качественного образования.

            Означает ли принятие этих стандартов, что в каждой школе должны быть созданы такие условия? Да. Такая задача стоит перед каждой образовательной организацией, и с 1 сентября 2016 года все первые классы начнут работать по новым образовательным стандартам.

            Значит ли это, что работа всех школ сразу станет соответствовать новым стандартам? Конечно, очень хотелось бы. Но чудес не бывает. Процесс этот потребует определенного времени. Наша задача – разумно использовать все ресурсы и делать так, чтобы появлялось все больше школ, которые могут решить эти вопросы. Мы стремимся к тому, чтобы повсеместно, в каждой школе можно было создать условия для каждого ребенка-инвалида независимо от того, какая у него проблема со здоровьем.

            Мы будем постоянно анализировать ситуацию, помогать тем, кто чего-то не знает и не может, показывать лучший опыт, спрашивать с тех, кто действует недостаточно эффективно.

            Проректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Виталий Кантор:

            – Наш университет выступал разработчиком этих стандартов. Свою задачу мы видели в том, чтобы, с одной стороны, консолидировать профессиональное сообщество, с другой – вовлечь в орбиту разработки стандартов родительскую общественность.

            Наряду с идеей инклюзивности, в основу этих стандартов была в качестве базовой заложена идея вариативности образования. Она вытекала из представления о том, что де-факто содержание образования в зависимости от образовательных возможностей и потребностей ребенка может быть разделено на два компонента. Первый – академический, это знания. Второй – жизненная компетентность ребенка. На основе того, как соотносятся образовательные способности и возможности ребенка, какой компонент может быть в полной мере им усвоен, были разработаны четыре варианта образовательных программ с девятью стандартами в каждой для детей с разными нарушениями. Первыми были разработаны стандарты для детей с аутизмом. В результате мы получаем 36 вариантов образовательных программ в пределах государственного стандарта. С учетом того, что каждый из этих вариантов предполагает разработку адаптированных образовательных программ, которые варьируются и индивидуализируются в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка, мы получаем множество вариантов, которые могут быть реализованы с учетом желания самого ребенка, его возможностей, с учетом пожеланий родителей. Мы с самого начала закладывали идею партнерского взаимодействия между образовательными организациями и родителями. Особо хочу подчеркнуть, что та или иная образовательная программа не является зафиксированной раз и навсегда. Предусмотрена возможность перехода ученика с одной образовательной программы на другую.

 

            Директор Института детства Московского государственного педагогического университета Татьяна Соловьева:

            – Сегодня пока остается открытым вопрос привлечения в процесс образования специалистов-дефектологов, специальных психологов. Принятый документ впервые регламентирует деятельность этих специалистов и педагогов. Стандарт определяет функции обычного учителя, он решает вопрос с кадрами, с сохранением тех специальных школ, которые сегодня, с одной стороны, являются ресурсными центрами, а с другой – должны быть вовлечены в инклюзивные процессы. Наш университет планирует готовить педагогов, психологов, специальных психологов и дефектологов – тех специалистов, которые в своей практической деятельности будут реализовывать новые стандарты.

            Проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина:

            – Учитель – самый главный человек в современной школе. Если он поймет и примет идею стандартов, если он примет требования стандартов, то все это сможет реализовать в своей профессиональной практике. Тогда стандарт будет работать.

            В прошлом году мы провели большой мониторинг готовности педагогов к реализации стандартов. На основании полученных данных мы разработали программу повышения квалификации педагогических кадров, и в этом году она реализуется не только в тех регионах, где идет апробация стандартов, но и в ряде других.

 

Регионы апробируют новые стандарты

            Омск

            Здесь на базе регионального Института повышения квалификации создан ресурсный центр, который осуществляет методическую поддержку педагогов, проводит консультации, комплексные мониторинговые исследования результатов образовательного процесса по-новому. В настоящее время готовится команда тьюторов-помощников.

            Разработана нормативно-правовая база адаптированных учебно-образовательных программ. Для детей с тяжелыми формами инвалидности подготовлены специальные индивидуальные программы развития. Осуществляется медицинское сопровождение учащихся, проводятся обучающие занятия с родителями.

            Для всех учащихся организовано психолого-педагогическое сопровождение.

            Санкт-Петербург

            Здесь создано сообщество руководителей коррекционных учреждений. Пятьдесят шесть школ работают по адаптированным программам. Во многих детских садах города также реализуются адаптированные программы дошкольного образования.

            В каждом административном районе Санкт-Петербурга создана сеть коррекционных классов или учреждений, в которых реализуются программы инклюзивного образования.

 

Учителя о новых стандартах

            М.В. Моисеева, московский лицей № 1940:

            – Наш лицей объединяет три детских сада и две школы. У нас есть определенный опыт инклюзивного образования, и мы долго ждали таких документов. Это не формальные стандарты, они написаны профессионалами, которые глубоко понимают эту тему.

            Стандарты дают нам четкие ориентиры, какой школа должны быть, в каком направлении ей развиваться. Это не только пандусы и перила в школьном здании, это еще и необходимые колоссальные вложения в подготовку кадров, организацию управления школой, совершенствование учебного процесса на протяжении одиннадцати лет пребывания ребенка в школе. Работа предстоит колоссальная, но мы к ней готовы.

 

            Первоклассники будущего года, хочется надеяться, придут уже в обновленную школу.

 

В Москве прошел круглый стол «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится с 1 сентября 2016 года». На нем обсуждались проблемы, связанные с введением новых образовательных стандартов.

 

Жизнь без преград

 

Такая непростая инклюзия

            Инклюзия означает раскрытие каждого ученика, с инвалидностью и без, с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Она обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Представление о том, что присутствие в школе ребенка-инвалида само по себе достаточно для его образования, является глубоким заблуждением. Чтобы инклюзивное образование стало нормой жизни, необходимо решить множество различных проблем.

 

            Из истории

            Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980–1990 годов.

            С осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».

            В 2008–2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательные учреждения различных типов в ряде субъектов Российской Федерации – Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и ряде других областей.

            28 апреля 2011 года был принят закон Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», и в каждом округе столицы определены школы, реализующие инклюзивную практику.

            Сегодня инклюзивное образование в России регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ».

            В 2012 году наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов ООН. В  24-й статье этого документа говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

            Принятие новых образовательных стандартов – существенный шаг в решении этой задачи.

 

            Новые стандарты – новая школа

            Итак, 1 сентября 2016 года нашу школу ожидают существенные перемены. Они касаются адаптирования основных образовательных программ, подготовки специалистов инклюзивного образования, внедрения разных его форм – от общей школы до надомного обучения и организации учебного процесса в медицинских учреждениях, где порой подолгу находятся дети-инвалиды.

            Что и как предстоит изменить в системе отечественного образования? Что это даст каждому ребенку, который будет учиться по новым стандартам?

            Все эти проблемы обсуждались на круглом столе. Слово его участникам.

            Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов:

            – Эти стандарты рождались в пылу очень серьезной дискуссии. К нам поступили тысячи предложений. В определенный момент даже не было полной уверенности, что удастся договориться представителям разных школ, разным группам, родительским ассоциациям, которые представляют детей с разными особенностями. Но, в конце концов, нам удалось это сделать, в том числе и потому, что все сошлись в главном. Услышали друг друга, и стандарты, которые мы сегодня представляем, это, на мой взгляд, достаточно продвинутый документ.

            Если в Законе об образовании мы говорим, что дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть дискриминированы, то как именно это делать, прописано в новых стандартах. Это еще один очень серьезный шаг вперед. Но он не может быть последним, потому что сейчас наступает этап внедрения этих стандартов. И для конкретного ребенка, конкретных родителей они будут иметь эффект только тогда, когда в том месте, где ребенок живет, в образовательном учреждении, в котором он хочет и может находиться, будут созданы необходимые условия. Чтобы это стало реальным фактом, предстоит огромный труд, связанный с тем, чтобы создать материальные условия, условия для повышения квалификации персонала, работающего в сфере инклюзивного образования, создать каждому ребенку условия для получения качественного образования.

            Означает ли принятие этих стандартов, что в каждой школе должны быть созданы такие условия? Да. Такая задача стоит перед каждой образовательной организацией, и с 1 сентября 2016 года все первые классы начнут работать по новым образовательным стандартам.

            Значит ли это, что работа всех школ сразу станет соответствовать новым стандартам? Конечно, очень хотелось бы. Но чудес не бывает. Процесс этот потребует определенного времени. Наша задача – разумно использовать все ресурсы и делать так, чтобы появлялось все больше школ, которые могут решить эти вопросы. Мы стремимся к тому, чтобы повсеместно, в каждой школе можно было создать условия для каждого ребенка-инвалида независимо от того, какая у него проблема со здоровьем.

            Мы будем постоянно анализировать ситуацию, помогать тем, кто чего-то не знает и не может, показывать лучший опыт, спрашивать с тех, кто действует недостаточно эффективно.

            Проректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Виталий Кантор:

            – Наш университет выступал разработчиком этих стандартов. Свою задачу мы видели в том, чтобы, с одной стороны, консолидировать профессиональное сообщество, с другой – вовлечь в орбиту разработки стандартов родительскую общественность.

            Наряду с идеей инклюзивности, в основу этих стандартов была в качестве базовой заложена идея вариативности образования. Она вытекала из представления о том, что де-факто содержание образования в зависимости от образовательных возможностей и потребностей ребенка может быть разделено на два компонента. Первый – академический, это знания. Второй – жизненная компетентность ребенка. На основе того, как соотносятся образовательные способности и возможности ребенка, какой компонент может быть в полной мере им усвоен, были разработаны четыре варианта образовательных программ с девятью стандартами в каждой для детей с разными нарушениями. Первыми были разработаны стандарты для детей с аутизмом. В результате мы получаем 36 вариантов образовательных программ в пределах государственного стандарта. С учетом того, что каждый из этих вариантов предполагает разработку адаптированных образовательных программ, которые варьируются и индивидуализируются в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка, мы получаем множество вариантов, которые могут быть реализованы с учетом желания самого ребенка, его возможностей, с учетом пожеланий родителей. Мы с самого начала закладывали идею партнерского взаимодействия между образовательными организациями и родителями. Особо хочу подчеркнуть, что та или иная образовательная программа не является зафиксированной раз и навсегда. Предусмотрена возможность перехода ученика с одной образовательной программы на другую.

 

            Директор Института детства Московского государственного педагогического университета Татьяна Соловьева:

            – Сегодня пока остается открытым вопрос привлечения в процесс образования специалистов-дефектологов, специальных психологов. Принятый документ впервые регламентирует деятельность этих специалистов и педагогов. Стандарт определяет функции обычного учителя, он решает вопрос с кадрами, с сохранением тех специальных школ, которые сегодня, с одной стороны, являются ресурсными центрами, а с другой – должны быть вовлечены в инклюзивные процессы. Наш университет планирует готовить педагогов, психологов, специальных психологов и дефектологов – тех специалистов, которые в своей практической деятельности будут реализовывать новые стандарты.

            Проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина:

            – Учитель – самый главный человек в современной школе. Если он поймет и примет идею стандартов, если он примет требования стандартов, то все это сможет реализовать в своей профессиональной практике. Тогда стандарт будет работать.

            В прошлом году мы провели большой мониторинг готовности педагогов к реализации стандартов. На основании полученных данных мы разработали программу повышения квалификации педагогических кадров, и в этом году она реализуется не только в тех регионах, где идет апробация стандартов, но и в ряде других.

 

Регионы апробируют новые стандарты

            Омск

            Здесь на базе регионального Института повышения квалификации создан ресурсный центр, который осуществляет методическую поддержку педагогов, проводит консультации, комплексные мониторинговые исследования результатов образовательного процесса по-новому. В настоящее время готовится команда тьюторов-помощников.

            Разработана нормативно-правовая база адаптированных учебно-образовательных программ. Для детей с тяжелыми формами инвалидности подготовлены специальные индивидуальные программы развития. Осуществляется медицинское сопровождение учащихся, проводятся обучающие занятия с родителями.

            Для всех учащихся организовано психолого-педагогическое сопровождение.

            Санкт-Петербург

            Здесь создано сообщество руководителей коррекционных учреждений. Пятьдесят шесть школ работают по адаптированным программам. Во многих детских садах города также реализуются адаптированные программы дошкольного образования.

            В каждом административном районе Санкт-Петербурга создана сеть коррекционных классов или учреждений, в которых реализуются программы инклюзивного образования.

 

Учителя о новых стандартах

            М.В. Моисеева, московский лицей № 1940:

            – Наш лицей объединяет три детских сада и две школы. У нас есть определенный опыт инклюзивного образования, и мы долго ждали таких документов. Это не формальные стандарты, они написаны профессионалами, которые глубоко понимают эту тему.

            Стандарты дают нам четкие ориентиры, какой школа должны быть, в каком направлении ей развиваться. Это не только пандусы и перила в школьном здании, это еще и необходимые колоссальные вложения в подготовку кадров, организацию управления школой, совершенствование учебного процесса на протяжении одиннадцати лет пребывания ребенка в школе. Работа предстоит колоссальная, но мы к ней готовы.

 

            Первоклассники будущего года, хочется надеяться, придут уже в обновленную школу.

 

В Москве прошел круглый стол «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится с 1 сентября 2016 года». На нем обсуждались проблемы, связанные с введением новых образовательных стандартов.

 

Жизнь без преград

 

Такая непростая инклюзия

            Инклюзия означает раскрытие каждого ученика, с инвалидностью и без, с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Она обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Представление о том, что присутствие в школе ребенка-инвалида само по себе достаточно для его образования, является глубоким заблуждением. Чтобы инклюзивное образование стало нормой жизни, необходимо решить множество различных проблем.

 

            Из истории

            Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980–1990 годов.

            С осени 1992 года началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».

            В 2008–2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательные учреждения различных типов в ряде субъектов Российской Федерации – Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и ряде других областей.

            28 апреля 2011 года был принят закон Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», и в каждом округе столицы определены школы, реализующие инклюзивную практику.

            Сегодня инклюзивное образование в России регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в РФ».

            В 2012 году наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов ООН. В  24-й статье этого документа говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

            Принятие новых образовательных стандартов – существенный шаг в решении этой задачи.

 

            Новые стандарты – новая школа

            Итак, 1 сентября 2016 года нашу школу ожидают существенные перемены. Они касаются адаптирования основных образовательных программ, подготовки специалистов инклюзивного образования, внедрения разных его форм – от общей школы до надомного обучения и организации учебного процесса в медицинских учреждениях, где порой подолгу находятся дети-инвалиды.

            Что и как предстоит изменить в системе отечественного образования? Что это даст каждому ребенку, который будет учиться по новым стандартам?

            Все эти проблемы обсуждались на круглом столе. Слово его участникам.

            Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов:

            – Эти стандарты рождались в пылу очень серьезной дискуссии. К нам поступили тысячи предложений. В определенный момент даже не было полной уверенности, что удастся договориться представителям разных школ, разным группам, родительским ассоциациям, которые представляют детей с разными особенностями. Но, в конце концов, нам удалось это сделать, в том числе и потому, что все сошлись в главном. Услышали друг друга, и стандарты, которые мы сегодня представляем, это, на мой взгляд, достаточно продвинутый документ.

            Если в Законе об образовании мы говорим, что дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть дискриминированы, то как именно это делать, прописано в новых стандартах. Это еще один очень серьезный шаг вперед. Но он не может быть последним, потому что сейчас наступает этап внедрения этих стандартов. И для конкретного ребенка, конкретных родителей они будут иметь эффект только тогда, когда в том месте, где ребенок живет, в образовательном учреждении, в котором он хочет и может находиться, будут созданы необходимые условия. Чтобы это стало реальным фактом, предстоит огромный труд, связанный с тем, чтобы создать материальные условия, условия для повышения квалификации персонала, работающего в сфере инклюзивного образования, создать каждому ребенку условия для получения качественного образования.

            Означает ли принятие этих стандартов, что в каждой школе должны быть созданы такие условия? Да. Такая задача стоит перед каждой образовательной организацией, и с 1 сентября 2016 года все первые классы начнут работать по новым образовательным стандартам.

            Значит ли это, что работа всех школ сразу станет соответствовать новым стандартам? Конечно, очень хотелось бы. Но чудес не бывает. Процесс этот потребует определенного времени. Наша задача – разумно использовать все ресурсы и делать так, чтобы появлялось все больше школ, которые могут решить эти вопросы. Мы стремимся к тому, чтобы повсеместно, в каждой школе можно было создать условия для каждого ребенка-инвалида независимо от того, какая у него проблема со здоровьем.

            Мы будем постоянно анализировать ситуацию, помогать тем, кто чего-то не знает и не может, показывать лучший опыт, спрашивать с тех, кто действует недостаточно эффективно.

            Проректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Виталий Кантор:

            – Наш университет выступал разработчиком этих стандартов. Свою задачу мы видели в том, чтобы, с одной стороны, консолидировать профессиональное сообщество, с другой – вовлечь в орбиту разработки стандартов родительскую общественность.

            Наряду с идеей инклюзивности, в основу этих стандартов была в качестве базовой заложена идея вариативности образования. Она вытекала из представления о том, что де-факто содержание образования в зависимости от образовательных возможностей и потребностей ребенка может быть разделено на два компонента. Первый – академический, это знания. Второй – жизненная компетентность ребенка. На основе того, как соотносятся образовательные способности и возможности ребенка, какой компонент может быть в полной мере им усвоен, были разработаны четыре варианта образовательных программ с девятью стандартами в каждой для детей с разными нарушениями. Первыми были разработаны стандарты для детей с аутизмом. В результате мы получаем 36 вариантов образовательных программ в пределах государственного стандарта. С учетом того, что каждый из этих вариантов предполагает разработку адаптированных образовательных программ, которые варьируются и индивидуализируются в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребенка, мы получаем множество вариантов, которые могут быть реализованы с учетом желания самого ребенка, его возможностей, с учетом пожеланий родителей. Мы с самого начала закладывали идею партнерского взаимодействия между образовательными организациями и родителями. Особо хочу подчеркнуть, что та или иная образовательная программа не является зафиксированной раз и навсегда. Предусмотрена возможность перехода ученика с одной образовательной программы на другую.

 

            Директор Института детства Московского государственного педагогического университета Татьяна Соловьева:

            – Сегодня пока остается открытым вопрос привлечения в процесс образования специалистов-дефектологов, специальных психологов. Принятый документ впервые регламентирует деятельность этих специалистов и педагогов. Стандарт определяет функции обычного учителя, он решает вопрос с кадрами, с сохранением тех специальных школ, которые сегодня, с одной стороны, являются ресурсными центрами, а с другой – должны быть вовлечены в инклюзивные процессы. Наш университет планирует готовить педагогов, психологов, специальных психологов и дефектологов – тех специалистов, которые в своей практической деятельности будут реализовывать новые стандарты.

            Проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина:

            – Учитель – самый главный человек в современной школе. Если он поймет и примет идею стандартов, если он примет требования стандартов, то все это сможет реализовать в своей профессиональной практике. Тогда стандарт будет работать.

            В прошлом году мы провели большой мониторинг готовности педагогов к реализации стандартов. На основании полученных данных мы разработали программу повышения квалификации педагогических кадров, и в этом году она реализуется не только в тех регионах, где идет апробация стандартов, но и в ряде других.

 

Регионы апробируют новые стандарты

            Омск

            Здесь на базе регионального Института повышения квалификации создан ресурсный центр, который осуществляет методическую поддержку педагогов, проводит консультации, комплексные мониторинговые исследования результатов образовательного процесса по-новому. В настоящее время готовится команда тьюторов-помощников.

            Разработана нормативно-правовая база адаптированных учебно-образовательных программ. Для детей с тяжелыми формами инвалидности подготовлены специальные индивидуальные программы развития. Осуществляется медицинское сопровождение учащихся, проводятся обучающие занятия с родителями.

            Для всех учащихся организовано психолого-педагогическое сопровождение.

            Санкт-Петербург

            Здесь создано сообщество руководителей коррекционных учреждений. Пятьдесят шесть школ работают по адаптированным программам. Во многих детских садах города также реализуются адаптированные программы дошкольного образования.

            В каждом административном районе Санкт-Петербурга создана сеть коррекционных классов или учреждений, в которых реализуются программы инклюзивного образования.

 

Учителя о новых стандартах

            М.В. Моисеева, московский лицей № 1940:

            – Наш лицей объединяет три детских сада и две школы. У нас есть определенный опыт инклюзивного образования, и мы долго ждали таких документов. Это не формальные стандарты, они написаны профессионалами, которые глубоко понимают эту тему.

            Стандарты дают нам четкие ориентиры, какой школа должны быть, в каком направлении ей развиваться. Это не только пандусы и перила в школьном здании, это еще и необходимые колоссальные вложения в подготовку кадров, организацию управления школой, совершенствование учебного процесса на протяжении одиннадцати лет пребывания ребенка в школе. Работа предстоит колоссальная, но мы к ней готовы.

 

            Первоклассники будущего года, хочется надеяться, придут уже в обновленную школу.