• слайд 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 5
  • 6
Главная \ Статьи \ Семья в добрых руках

Статьи

« Назад

Семья в добрых руках  25.03.2015 08:00


Семья в добрых руках

Центр «Отрадное» имеет свою историю. Он был открыт в 1977 году как первый в Москве приют для беспризорных и безнадзорных детей. Вспомним то время, когда эта социальная проблема стояла очень остро. На городских улицах, на вокзалах и в подвалах домов находили брошенных детей, привозили их сюда, в Отрадное. Отмывали, кормили, согревали заботой, отстаивали их права, решали вопросы с жильем. Одновременно в приюте могли находиться до ста ребятишек. И, что очень важно, это было не чисто казенное учреждение: его воспитанники находились в группах по модели семьи. То есть изначально ставилась задача вернуть их либо родным, либо приемным родителям.
Время шло. На смену одним проблемам приходили другие. И центр в своей работе откликался на требования времени. Но неизменной оставалась главная цель – помощь и поддержка семьи и детства.
Общеизвестна фраза, принадлежащая великому русскому писателю Льву Толстому, о том, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. И в этом каждый день убеждаются специалисты центра «Отрадное». В каждой ситуации они ищут оптимальное решение, ставя перед собой благородную стратегическую цель – создать и поддержать счастливое детство в каждой семье, и для этого работают не только с детьми, но и с мамами, папами, бабушками. Здесь открыто отделение «Активная поддержка родителей». Мамой и папой тоже нужно уметь быть. И их учат этому, начиная с периода беременности мамы, затем в дошкольный период, школьные годы.
Есть здесь и специальный «Клуб пап», куда со своими родительскими проблемами приходят отцы и где психологи оказывают им необходимую поддержку.
Очень важно помочь семье, находящейся в кризисной ситуации, но еще важнее не доводить до кризиса, предотвратить его, поэтому сегодня в центре ставится задача выявлять причину возникающих проблем на ранней стадии, а не бороться с их последствиями.
– Мы делаем акцент, – говорит директор центра Ирина Павловна Гончарова, – на профилактику, ведь кризисные семьи не возникают ниоткуда, важно вовремя увидеть надлом, научить родителя быть родителем, наставником для своего ребенка, справляться с эмоциями. С семьей работаем, используя ее собственные ресурсы, то, что еще связывает людей; снимаем остроту ситуации, когда эмоции зашкаливают, ищем индивидуальный подход в работе с родителями; мотивируем их на разрешение проблем.
Специалистов центра можно увидеть во дворах, на детских площадках, где они наблюдают за тем, как мамы общаются со своими детьми, а затем дают профессиональные, но при этом очень доброжелательные и тактичные советы по воспитанию.
Стационар, где воспитанники проживают постоянно, был в центре изначально. Сегодня его статус меняется. Сегодня здесь временно живут дети, в чьих семьях возникли серьезные проблемы во взаимоотношениях либо идет тяжелый бракоразводный процесс. Специалисты центра делают все возможное, чтобы ребенок благополучно вернулся домой.
Здесь помогают пережить трагедию, обрести душевное равновесие, вернуть взаимопонимание в семью. На профилактику семейного неблагополучия нацелено и дневное отделение центра «Отрадное». Его воспитанники продолжают жить дома, а сюда приходят на определенное время. Психологи совместно с семьями решают семейные проблемы на том этапе, когда они еще не достигли предельного накала, а при этом и родителям помогают разобраться в создавшейся ситуации, найти из нее оптимальный, щадящий ребенка выход. В дневном стационаре дети занимаются в художественных студиях и мастерских. По мнению специалистов, творчество способствует решению семейных проблем, поскольку в нем дети переосмысливают свое поведение. Для наглядности один пример. В центре есть хор, где вместе поют родители и дети. Увлеченные творчеством, они уходят от мучительных проблем – совместно.
До сих пор речь шла о семьях со здоровыми детьми, проблемы которых в итоге разрешаются. А как помочь тем, кто воспитывает ребенка-инвалида и понимает, что это его удел на всю оставшуюся жизнь. Поддержать такие семьи – важнейшая задача, над решением которой также сегодня трудится центр «Отрадное». В 2011 году здесь было открыто отделение социальной реабилитации детей с инвалидностью. Сейчас под его опекой находятся тридцать семей с детьми-инвалидами в возрасте от трех до восемнадцати лет. О том, насколько сложная задача стоит перед специалистами, говорят диагнозы маленьких пациентов: задержка психического развития, аутизм, генетические заболевания. В такой ситуации в поддержке нуждается как сам ребенок, так и его близкие – родители, семья. Чтобы развязать навалившийся на них узел проблем, в центре разработали трехуровневую программу: работают отдельно с ребенком, отдельно с его семьей, с ребенком и семьей одновременно.
Реабилитационный путь ребенка начинается с его диагностики, по результатам которой определяются коррекционно-развивающие занятия с психологом и логопедом. Через некоторое время ребенок выходит за рамки отделения и включается в работу всего центра. Проводится его социализация средствами арт-терапии – рисованием, музыкой.
Дети-инвалиды занимаются совместно со здоровыми, хотя у каждого из них своя индивидуальная программа. Результаты порой просто удивительные. Ну, например, можно ли научить ребенка, который не говорит, петь? Оказывается можно, да так, что делать он это будет с большим удовольствием и интересом.
Музыкальный руководитель Диана Михайловна Квасова рассказывает об этом так:
– Прежде всего, залогом успеха являются усердие и терпение, как ребенка, так и педагога. Каждый шаг вперед помогают делать специальные методики, главное не гнаться за быстрым успехом, учитывать физическое и душевное состояние ребенка. Если он с чем-то не может справиться, лучше переждать, заняться чем-то другим. Дети, не умеющие говорить, хорошо вокализируют и делают это с душой, с удовольствием. Кстати, они у нас не только поют в хоре, но даже солируют.
На определенном этапе к процессу реабилитации подключается семья. Для нее – «Родительский клуб», где дважды в месяц взрослые встречаются с психологом. Любопытное наблюдение: если на первых порах основную помощь и поддержку оказывает специалист, то потом, по мере включения в индивидуальные и групповые занятия, родители все больше поддерживают друг друга. Они знакомятся. Обсуждают свои проблемы, делятся опытом, информацией, помогают в различных делах.
И вот наступает момент, когда в работу включается вся семья. Для наглядности один конкретный пример. Центр установил хорошие деловые связи с Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Дети с родителями сначала просто посещали этот музей, знакомились с его экспозицией. А потом перешли в художественные мастерские и совместно занялись творчеством.
В общей сложности курс реабилитации продолжается три месяца. По его итогам консилиум специалистов дает свое заключение о том, чего в результате удалось добиться. Например, ребенок научился произносить ранее непроизносимую букву или у него появились дополнительные коммуникативные навыки. Все это очень важно заметить и отметить, поскольку в следующий раз, через полгода, не придется начинать с нуля – будут либо продолжать начатую программу, либо поставят новую задачу.
Если говорить о помощи мамам, то центр реализует еще один очень востребованный проект «Социальная передышка». Его цель – освободить на время маму от забот о ребенке, чтобы она могла сделать какие-то свои дела или просто отдохнуть. Родители приводят в центр своего ребенка и оставляют его на три часа под присмотром специалистов. Все это время социальный педагог играет с ребенком, читает ему книжки, просто говорит, занимается рисованием и делает все это грамотно и профессионально.
Сегодня в центре обычный день. В одном из кабинетов вижу малыша, лежащего на кушетке на животике. Молодая мама нежно поддерживает его, помогая опереться на ручки. Это Анна Грязева и ее четырехлетний сын Глеб. Малыш очаровательный, как и мама, красивая, модно одетая, с улыбкой на лице. О таких говорят: она светится материнством. А между тем Глеб – тяжелый инвалид: он не ходит и не говорит. В центре с семьей работает логопед, ей оказывается психологическая поддержка. Они занимаются всего два месяца, а результат виден безусловно: передо мной уверенная в себе, не опустившая руки женщина.
– Здесь я эмоционально разгружаюсь, – говорит Анна, – здесь очень доброжелательная, располагающая обстановка. Если нужна какая-то помощь, ее всегда окажут, всегда поддержат.
А Ольга Дровнева привела своего сына на занятия к логопеду. Саше девять лет. Его диагноз – отставание в развитии. В центре он это отставание постепенно преодолевает. Три года назад, когда он с мамой впервые пришел в центр, мальчик совсем не говорил. Сейчас и говорит, и начал писать, хорошо рисует. Его работы украшают стены отделения. Мама уже задумывается о переводе его из коррекционной школы в школу с более сильной программой.
Познакомившись с отделением реабилитации детей с инвалидностью, задаю его заведующей Светлане Викторовне Пода традиционный вопрос: «Какими вы хотели бы видеть перспективы своей работы»?».
– Чтобы было меньше больных детей, – отвечает она, – чтобы все были здоровы и воспитывались в благополучных семьях.
Сегодня центр «Отрадное» делает все, что от него зависит, чтобы будущее было именно таким.