• слайд 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 5
  • 6
Главная \ Статьи \ Премьера, какой еще не было

Статьи

« Назад

Премьера, какой еще не было  23.06.2015 09:29

Премьера, какой еще не было

 

 

Пришедшие в этот день во Дворец на Яузе зрители увидели альманах из семи спектаклей, поставленных профессиональными режиссерами и актерами. Авторы пьес – подростки с инвалидностью, участвующие в уникальном проекте «Театральная перспектива».

…В класс пришла новенькая. Да еще рыжая и с веснушками – прямо живая мишень для оттачивания остроумия одноклассников. А тут еще парочка, которая сидит за одной партой уже пять лет, – то ли любовь у них, то ли просто он у нее «домашку» списывает.

Пьесу «Ради домашки»  написали три девочки с ДЦП – Саша Евлоева и сестры Катя и Влада Дунаевы. Работа над драматическим произведением шла в летнем лагере, который организовала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». С 2012 года организация осуществляет проект «Театральная перспектива», приглашая опытных драматургов провести занятия для подростков с инвалидностью, научить ребят азбуке самовыражения через собственные пьесы. Спектакли юных драматургов ставили у себя на сцене Малый театр, Театр имени Пушкина, Гоголь-центр. В этом году театральную эстафету принял «Современник».

Это лишь часть более обширной программы, которая называется «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», куда входят и психологические тренинги, и профориентация, и искусство знать и защищать свои права. Главная цель РООИ «Перспектива» – социализация детей и молодежи с инвалидностью, уничтожение барьеров и стереотипов, стоящих на пути равноправного существования в обществе людей с инвалидностью и без.

Минувшим летом в Подмосковье драматурги Гульнара Сапаргалиева, Катрина Меньшикова и Мария Зелинская объясняли подросткам простейшие приемы построения сюжета, учили писать диалоги, но главное – советовали заглянуть в себя и подумать, что их больше всего волнует.

А что может волновать 15-летних девочек, как не первая любовь и сложные отношения с друзьями? Какая разница, с ДЦП или без, рано или поздно эта волна накрывает каждого юного человека.

Ставить пьесу взялся известный актер и режиссер Александр Кузнецов («Джек Восьмеркин-американец»): «Прочитав пьесу, я был приятно удивлен. Потому что мне показалось, что в этой простоте и элегантности достаточно много человеческого смысла. Мы все рано или поздно попадаем в такого рода ситуации, когда есть сложившийся коллектив, приходит кто-то новенький, и возникает конфликт человека и общества. Я понял, что дети, которые написали эти пьесы, таким образом реализуют себя в нашем мире, и мне это очень понравилось».

Привела режиссера в проект актриса Ирина Калинина, играющая в спектакле одну из героинь. «Я уже участвовала в «Театральной перспективе» года два назад, меня пригласил режиссер, мой хороший знакомый, который набирал команду, – рассказала Ирина. – Сначала я была уверена, что это просто будет нужно и интересно детям. Но на премьере мы сами получили невообразимое количество позитивных эмоций от горящих глаз этих деток: вот они написали, и это ставят режиссеры, и актеры играют, и настоящая большая сцена, и у них берут интервью… Это просто невероятно!»

Конечно, не все и не сразу получалось гладко у юных драматургов. Еще в лагере, только-только отдав свое творение на рецензию преподавателям, сестры Дунаевы продолжали переживать и спорить о том, что ценнее – любовь или дружба, о мужском коварстве и женской мести. «Я в первый раз писала пьесу и думала, что у меня ничего не получится, – призналась Катя. – А получилось, и я сама радуюсь, что получилось. Хотя были мысли – может, ну его? Но мы должны были доказать себе, что мы это можем. А если на половине пути остановиться, то получается, что ты сдалась».

Девчонки не сдались. Если для тебя каждый шаг по дорожкам лагеря превращается в маленький подвиг, то думать, чувствовать, мечтать и рассказывать об этом уж точно не труднее.

Пьеса прошла всего один раз, в день премьеры. А до этого актерская команда: Денис Бондарков, Ирина Калинина и Лилия Кондрова под руководством Александра Кузнецова репетировали, старательно оттачивая каждый жест, поворот головы, правильную интонацию… Подобрали музыку к разным сценам, придумали танец, затем еще один. Записали шум перемены, гвалт в классе и насмешливые выкрики школьников. И снова, прогоняя каждую сцену, придумывали что-то новое, способное донести до зрителя идеи авторов еще лучше и точнее. «Я вас прошу, бережно относитесь к словам! Чувствуйте красоту каждого слова», – призывает актеров Кузнецов так, будто ставит чеховскую «Чайку», а не любительскую миниатюру подростков с инвалидностью. «Мы знаем, что это спектакль одного дня, но это ничего не меняет, – убежден режиссер. – Мы же профессионалы».

Денис Бондарков, сыгравший на сцене Театра-студии киноактера Труффальдино из Бергамо, рассказал, что сам преподавал в инклюзивном театре, где вместе играли дети с инвалидностью и без. «Поэтому, когда мне Александр предложил участвовать в проекте и сказал, что это пишут дети с ограниченными возможностями здоровья, я сразу согласился. И я обязательно приглашу своих ребят на премьеру! – поделился актер. – Мне кажется, это очень важный проект – и для детей, и для нас как актеров это тоже некая миссия – осуществить задуманное ими на сцене».

Чтобы осуществить задуманное девчонками, Денис ходит колесом, впрыгивает на стол, перескакивает через скамейку и кружит на руках партнершу – выкладывается не хуже, чем спортсмены на тренировке. Общий драйв очень заразителен: несколько раз и режиссер вскакивал, пританцовывал, показывая, как актрисам следует выразительнее вцепиться друг другу в волосы.

Случайных людей в этом проекте нет. Лилия Кондрова тоже когда-то участвовала в постановках для детей с инвалидностью, но в другой программе: «Это всегда очень трогает, – признается актриса. – За кулисы убежишь, наревешься – и возвращаешься играть дальше».

Одна из задумок постановщика – постоянный выход актеров на авансцену, обращение к зрителям. В зале тоже будут сидеть люди с инвалидностью, дети с инвалидностью, и они должны чувствовать себя вовлеченными в действие, в эту красивую театральную жизнь, да и просто в жизнь. Потому что это очень несправедливо – быть изгоем только потому, что у тебя инвалидность. Или веснушки. Или рыжие волосы.

Премьера оправдала все ожидания – и тех, кто ее готовил, и зрителей, пришедших в этот день в «Современник».

 

                                    Екатерина Глебова