• слайд 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 5
  • 6
Главная \ Статьи \ Больше, чем просто школа

Статьи

« Назад

Больше, чем просто школа  23.06.2015 09:14

Больше, чем просто школа

 

 

            Школа-интернат для слепых детей № 1 имеет богатую историю, поскольку она одна из старейших в Москве – ей 130 лет. Сегодня гуманные традиции образования незрячих детей, богатейший педагогический опыт подкрепляются здесь современными образовательными и реабилитационными методиками и технологиями. Самый яркий пример – компьютерный класс, в котором каждому старшекласснику отведено свое рабочее место, оборудованное принтером, компьютером и дисплеем. Язык общения с этой современной техникой свой – брайлевский, а вся зрительная информация переводится в звуковую с использованием специальной программы «Джос». В результате все, что зрячие видят, слепой ученик может слышать через наушники. Владея этой адаптированной техникой, школьник с потерей зрения получает такой же доступ к современным компьютерным технологиям, как и его здоровые сверстники.

            В этой школе учатся двенадцать лет. Индивидуальное компьютерное рабочее место каждый из них получает в старших классах, начиная с десятого. А до этого дети осваивают свою особую грамоту – брайлевскую и все те предметы и дисциплины, которые предусмотрены обычной школьной программой.

            Впрочем, специальное образование здесь начинается еще до первого класса. К школе малышей – слепых и слабовидящих – готовит коррекционный детский сад, являющийся одним из подразделений этого образовательного учреждения. Сегодня сюда принимают четырехлетних малышей. Это нововведение последних лет. До того как школа стала подведомственной Департаменту социальной защиты населения города Москвы, минимальный возраст составлял пять с половиной – шесть лет. А, как известно, чем раньше начинается обучение ребенка-инвалида, тем оно эффективнее, особенно для детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

            Сейчас в школе обучаются 283 ребенка.

            – Кроме нарушений по зрению, – рассказывает о своих питомцах директор школы Иван Владимирович Вишнивецкий, – у многих наших учеников имеются другие сопутствующие заболевания. Поэтому в процессе обучения нам важно сочетать учебно-воспитательную работу, реабилитационные мероприятия, социализацию детей и интеграцию их в общество. Мы работаем по адаптивным образовательным программам, позволяющим незрячим ребятам приобретать необходимую компетенцию и навыки.

            С 2014 года у нас реализуется образовательная программа, включающая дошкольное, начальное и среднее общее образование. В процессе обучения непрерывно ведется реабилитация – от дошкольника до выпускника. Этот процесс организован по индивидуальным программам. У каждого ребенка – свой маршрутный лист, буквально каждый его день расписан по часам: первая половина дня, вторая половина дня. Это позволяет успешно сочетать учебный процесс и реабилитацию. Могу с уверенностью сказать, что сегодня в нашей школе имеются все возможности для всестороннего развития личности незрячего ребенка и подготовки его к общественно-полезной деятельности

            Если говорить в широком плане, то в этой школе слепых и слабовидящих детей учат жить в социуме – от приобретения навыков самообслуживания и ориентирования в окружающем пространстве до овладения всеми учебными дисциплинами, включая информатику, и реализации себя в творчестве.

            Чтобы познакомиться с тем, как это выглядит на практике, совершим небольшую экскурсию по классам и кабинетам.

            Начнем с самых маленьких, дошколят. Главная цель – подготовить их к школе. В этом детском саду малыши живут постоянно, поэтому все предусмотрено как для занятий, так и для комфортного пребывания.

            И вот первый класс. Грамоту эти дети осваивают совсем не так, как в обычной школе. Основа письма – шеститочие шрифта Брайля, позволяющее слепым читать и писать. Сначала дети учатся на особом приборе, в который закладывается лист бумаги. Так как каждая буква в азбуке слепых – это комбинация из специально расположенных точек, первокласснику ручку заменяет грифель-игла, набивающая выпуклые точки.

            Следующий этап – брайлевская печатная машинка. Она позволяет с помощью клавиш-точек набирать слова и фразы, причем ребенок уже может тактильно прочитать и проверить написанное. К старшим классам дети осваивают компьютерную грамотность, что практически уравнивает их образовательные возможности с обычной школой.

            Программа обучения включает все те предметы, что и в любой образовательной школе, а вот преподавание каждого из них имеет свою специфику.

            Побываем, к примеру, на уроке биологии. Сегодня ребята знакомятся с птицами. Для этого сначала они пользуются альбомом с выпуклой картинкой, например, глухаря. Здесь же пояснительный текст на Брайле. Изучив все это, ребенок получает возможность тактильно, пальцами, ощупать чучело птицы, чтобы иметь объемное представление о ней. Кстати, создание объемного представления очень важно для обучения незрячих школьников и используется при изучении различных предметов.

            Вот еще пример. Семиклассники на уроке географии знакомятся с частями света. Артем Лебедев остановился на Южной Америке: перед ним рельефная карта, на которой он пальцами находит Южную Америку, затем миллиметр за миллиметром тактильно изучает ее.

            Даже такие абстрактные понятия, как математические, физические и химические формулы, которые, казалось бы, невозможно пощупать руками, становятся доступными для незрячего школьника. В кабинете химии, например, формулы «пишутся» с помощью элементов специального конструктора, и это делает их понятными для учащихся.

            Компьютерное рабочее место старшеклассника можно считать венцом всей работы, поскольку с его помощью слепой ребенок получает доступ к образованию наравне со своими здоровыми сверстниками.

            Занятиям в классах и кабинетах отводится первая половина школьного дня.

            А дальше – индивидуальная программа для каждого, цель которой – научить ребенка таким привычным для зрячих, но таким сложным для лишенных зрения вещам, как самообслуживание, содержание жилища, приготовление пищи, стирка, ориентировка в пространстве. Чтобы понять, насколько это непростая задача, проведите элементарный эксперимент: завяжите плотной повязкой глаза и попробуйте в таком состоянии сделать хотя бы самое нехитрое – налить в чайник воды и включить его в электросеть. После этого опыта, думается, уже не нужно объяснять, сколько проблем ставит перед человеком слепота и какой титанический труд стоит за тем, что выпускники, покидающие стены этой школы, выходят во взрослую жизнь вполне самостоятельными людьми.

Реабилитация и социальная адаптация – важнейшие направления работы, которая непрерывно ведется все двенадцать лет пребывания незрячего ребенка в школе.

            Вот кабинет социально-бытовой ориентировки. Среди учебного оборудования – несколько разного предназначения гладильных досок, автоматические стиральные машины. Ребята, прошедшие обучение здесь, не спасуют перед бытовыми ситуациями, для них не станет проблемой стирка и глажка белья.

            В кабинете домоводства учатся шить, вручную и на машинке, плести, вязать крючком и на спицах. Здесь же небольшая выставка ученических работ – шитые игрушки, вязаные салфетки и даже картинки. Трудно поверить, что все это сделано руками незрячих. Далеко не всякий человек с нормальным зрением умеет, к примеру, так управляться с вязальным крючком и спицами.

            В сенсорной комнате – стенд, знакомящий с различными предметами, окружающими нас в повседневной жизни. Это щетки, дверные ручки, выключатели, покрытия пола… Ребята учатся распознавать их.

            И, наконец, настоящая кухня со стандартным набором мебели, плитой, современной бытовой техникой – мясорубкой, мультиваркой, микроволновкой. Школьники учатся свободно пользоваться всем этим оборудованием, а также предварительно готовить продукты, например, выполнять такую сложную операцию, как чистка и резка овощей. Надо сказать, что готовят дети с особым удовольствием, у многих есть даже свое любимое блюдо. Шестиклассница Даша Сысоева не без гордости говорит, что больше всего ей нравится делать макароны по-флотски. Можно не сомневаться, что в будущем у этой девочки не возникнет проблем с тем, чтобы накормить себя и своих близких.

Но самой наглядной и убедительной иллюстрацией практического использования навыков, приобретенных ребятами, стало для меня посещение одной из комнат, где живут три мальчика. Идеальный порядок в этом жилище говорил сам за себя.

Самостоятельная жизнь, кроме всего прочего, предполагает свободу передвижения – в рамках собственной квартиры, дома, по улицам города. И этому тоже учат в школе. Специальный коррекционный курс преподавания охватывает начальные, средние и старшие классы. Занятия, как правило, индивидуальные. Ребенка учат строить свой маршрут передвижения, пользоваться белой тростью, различными защитными средствами и техниками, с ними изучают схемы улиц и домов. На стене учебного кабинета висит даже брайлевская схема московского метро со всеми многочисленными ветками и названиями станций.

            Занятия проходят как в помещении школы, так и за ее пределами. Задача – научить ребят перемещаться по городу, пользоваться общественным транспортом, если это потребуется. К моменту выпуска ученик должен стать самостоятельным и в этом отношении. Некоторые, самые успешные, уже в школе получают свободный выход в город, правда, по заявлению родителей.

            И, конечно, вторая половина дня в школе посвящена еще и творчеству, занятиям для души, что входит в программу социокультурной реабилитации.

            Ребята занимаются музыкой в трех ансамблях – вокальном, вокально-инструментальном и старинной классической музыки. Они успешно участвуют в различных конкурсах и фестивалях. Среди них есть даже лауреаты международных конкурсов.

            Любопытная деталь: на вопрос о том, сколько пианино в школе, хозяева не сразу смогли ответить, поскольку их число приближается к десяти. Здесь это любимый инструмент. Одна из педагогов сказала: «Я прихожу утром в школу, дети уже играют. Ухожу вечером – они еще играют».

            Среди незрячих много поющих ребят. Их объединяет вокальная студия. Ведет занятия выпускник этой школы Сергей Санаторов. Он окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности оперное и камерное пение. Концертирующий музыкант, в его репертуаре арии, романсы, итальянские песни, а также оперные партии – Ленского в «Евгении Онегине» и Германа в «Пиковой даме», их он исполняет на сцене оперного театра в Чебоксарах. Но это все параллельно с работой в родной школе, где ребятам есть чему у него поучиться. «Школа дала мне главное – базу знаний, – говорит Сергей, – я научился здесь нотной системе по Брайлю».

            Впрочем, музыка не единственное увлечение ребят. Своих поклонников имеет прикладное творчество – плетение, макраме, оригами.

            Но самое удивительное, пожалуй, – пластилиновая живопись, в которой вместо красок используется разноцветный пластилин. Ребята с его помощью делают выпуклые картины на сюжеты из детской фантазии и из вполне взрослой жизни – «Русалка», «Солнышко», «Море», «Золотые купола», «Эйфелева башня». Среди картин есть даже автопортрет.

            Трудно представить молодого человека без физической культуры и спорта. Здесь они есть, но свои, адаптивные, специально рассчитанные на детей с нарушениями зрения. С учетом этого построен весь комплекс занятий. В тренажерном зале – два инструктора, владеющие этими методиками. Для всех желающих на одном из этажей – мини-футбол со звенящим мячом.

Познакомившись с этой школой, можно с уверенностью сказать, что у ее учеников жизнь ничуть не менее насыщенная и интересная, чем у всех их сверстников, хотя этим детям все дается значительно труднее. Поэтому и девиз здесь такой: нам не нужно легче, нам нужно доступнее.

            Еще одно отличие этой школы состоит в том, что здесь значительно большее место отводится родителям: они и детей своих знают лучше, и всегда готовы подставить плечо.

            – Родителям предоставляется возможность, – рассказывает И.В. Вишнивецкий, – получать консультационную помощь в проведении коррекционной работы. Для этого с 2014 года у нас открыт лекторий по пространственному ориентированию, индивидуальные консультации дает школьный психолог. Плюс к этому наши специалисты постоянно ведут блоги на нашем сайте. Раз в две-три недели здесь появляется новая информация для родителей.

            Самая объективная оценка работы школы – цифры и факты. А они таковы.

            Все выпускники имеют навыки самообслуживания и коммуникативности.

            По итогам прошлого года все учащиеся, которые выбрали ЕГЭ (это больше половины), успешно его сдали.

            47 % выпускников поступили в вузы, 35 % – в колледжи.

            Но одна цифра огорчает педагогический коллектив – только 65 % их выпускников трудоустраиваются.

– В этом направлении, – говорит директор, – мы работаем. Очень хотим, чтобы наши ребята, оканчивая школу, уже имели какую-то профессию. Это будет им подспорьем в будущей жизни.

            Хочется пожелать этой уникальной школе, чтобы проблема трудоустройства ее воспитанников решалась и решилась. Вспомним, ведь еще в недалеком прошлом и компьютер для незрячего тоже казался недоступным…